23.11.2018

Лидерами среди систем отопления являются жидкостные сети. Производительность такой системы зависит от типа теплоносителя и его физико-химических показателей.

Теплоносителем является жидкость, которая распространяет тепло по обогревательным приборам. Материал, который используют для автономного и централизованного типа магистралей, можно использовать строго в конкретных рамках, поэтому, выбирая, что залить в систему отопления, необходимо знать, каким требованиям должен отвечать теплоноситель.

Теплоноситель выбирают по таким критериям:

  • Возможность переносить большое количество тепла за единицу времени с минимальными теплопотерями на магистрали;
  • Невысокая вязкость. От этого зависит скорость передвижения жидкости и нагрузка на насос;
  • Степень инертности теплоносителя к металлу и резине. От этого показателя зависит длительность использования сети;
  • Степень расширения теплоносителя при нагревании;
  • Безвредность жидкости для человека. Этот выбор очень важен. Сюда относится класс опасности, летучесть, показатель токсичности паров, температура замерзания и воспламенения, показатели возможных самовоспламенений и остальное.

Важным является и стоимость теплоносителя: он должен быть или сравнительно дешевым, или, в случае дороговизны, обладать свойствами, позволяющими использовать его долгое время без замены.

В качестве теплоносителей используется вода и незамерзающие жидкости – антифриз. Используются они по-разному. Для принятия решения, какой вариант лучше, следует рассмотреть эти материалы более детально, чтобы можно было сделать выбор правильно.

Вода самый уникальный и дешевый материал. Смягченная вода подходит для системы открытого и закрытого типа лучше всего. Для сетей обогрева используют следующие модификации материала:

  • Обыкновенная вода;
  • Дистиллированная вода;
  • Вода с антикоррозийными ингибиторами.

Преимущественное использование воды объясняется ее наивысшей среди всех жидкостей теплоемкостью и не менее высокой плотностью. Например, килограмм воды с температурой 90ºС, остывая в радиаторе до 70ºС, выделяет тепло в количестве 20 ккал.

Преимущества:

  • Это экологически чистый материал;
  • Высокая теплоотдача;
  • Отличается хорошей циркуляцией;
  • Этот материал всегда есть под рукой;
  • Невысокая стоимость.

Недостатки:

  • Ниже 0 °C вода замерзает. Если она остается в выключенной сети отопления в зимнее время, то батареи, расширительный бачок и насос могут выйти из строя;
  • Если этот теплоноситель сливают из магистрали, то коррозийные процессы в ней ускоряются от попадания воздуха;
  • Перед применением необходимо менять химический состав воды. Для природного состояния воды характерна жесткость. При высоких температурах соли карбоната разлагаются интенсивнее и оседают в виде осадка на трубах и стенках генератора. Теплоотдача при этом понижается, и нагревательные элементы приходят в негодность. Хорошо добавлять в воду специальные присадки, которые продлевают срок эксплуатации сети отопления;
  • Удельное сопротивление воды приходится регулировать на протяжении целого отопительного сезона;
  • Такую систему нужно мыть каждый год.

Безусловно, вода отличается от синтетических веществ токсикологическими и экологическими свойствами, она абсолютно безопасна для людей. В случае утечки она не причинит много хлопот, а ее недостаток легко восполнить, залив в систему недостающее количество жидкости. У данного теплоносителя нет конкурентов и по стоимости – более дешевой жидкости не бывает.

В случае с водой большую роль играют параметры теплоносителя системы отопления, а именно – температурный режим. Как только температура воздуха в здании опустится ниже 0ºС,  жидкость в трубах замерзнет, что грозит серьезной поломкой отопительной системы.

Теплоноситель антифриз можно применять в системе до температуры -65 °C. Поначалу антифриз использовали только для автомобильного двигателя, а теперь его можно выбрать и для отопительной сети из большого ассортимента бытовой серии антифризов.

Трубы, наполненные подобным теплоносителем, не лопнут при низкой температуре – этот момент важен для собственников жилья, которые пользуются домом нерегулярно. Носителем тепловой энергии данного типа является антифриз. Как правило, он рассчитан на работу до температуры -30°С или -65°С. Если температурный показатель опускается ниже нормы, антифриз для систем отопления, в отличии от воды, не твердеет, а переходит в гелеобразное состояние. Возвращаясь в жидкое состояние, он не теряет своих первоначальных свойств и не несет угрозы для отопительного контура.

Антифриз на основе глицерина

Преимущества:

  • Экологическая и токсическая безопасность;
  • Не вызывает отравлений;
  • Инертность к деталям, содержащим цинк;
  • Стоит дешевле, чем аналог на основе пропиленгликоля.

Недостатки:

  • При температуре замерзания становится более вязким;
  • Термическая нестабильность;
  • Сильно пенится и от этого теряется отвод тепла и появляется риск образования воздушных пробок в системе;
  • Если используется водный раствор глицерина, то повышаются требования к деталям уплотнения;
  • Масса этого теплоносителя выше, чем гликолевого;
  • Повышенная вязкость при низких температурах ускоряет износ некоторых деталей сети.

Теплоносители на основе этиленгликоля

Эту незамерзайку применяют для закрытой сети и для обогрева нежилых помещений, потому, что этиленгликоль токсичный. В магистрали открытого типа эту жидкость лучше не применять. Он не имеет неприятного запаха, но степень вреда от него может быть очень большой.

Преимущества:

  • Страхует сеть от замораживания;
  • Высокие теплофизические характеристики;
  • Низкий процент отложения соли и накипи;
  • Доступная цена.

Недостатки:

  • Сильное токсическое действие;
  • Сладковатый вкус и отсутствие неприятного запаха. При утечке это представляет большую опасность для детей и животных;
  • Высокая вязкость при низкой температуре;
  • Отработку материала нельзя выливать в грунт или канализацию, его нужно отправлять на переработку;
  • После разрыва магистрали, содержащей этот материал, доски на полу плитку, утеплитель, которые пропитались этой жидкостью, нужно менять.

Автомобильный антифриз

При желании сэкономить в системах отоплениях могут применять автомобильный антифриз. В принципе, использовать его приемлемо, если эти вещества изготовлены по технологии жидкости для охлаждения мотора внутреннего сгорания, а также рабочей жидкости в аппарате теплового обмена, которые эксплуатируются при низких и умеренных температурах.

Для удаления накипи или очагов коррозии производители добавляют в жидкость присадки – специальные ингибиторы. Благодаря им период службы отопительной системы увеличивается на несколько лет. Однако следует помнить, что антифриз для отопления – не универсальная жидкость, и присадки подходят только для определенных материалов конструкции. Некоторые из них способны разрушить полимерные трубы, другие – вызвать коррозию электрохимического типа.

Таким образом, перед тем, как заполнить систему отопления антифризом, необходимо продумать установку более мощного насоса и вместительного расширительного бака. Радиаторы должны быть объемными, трубы – большего диаметра. Для уплотнения разъемных соединений лучше использовать тефлоновые или паронитовые прокладки. Если решили разбавить антифриз, понадобится только дистиллированная вода. Каждая очередная заливка антифриза требует полной промывки отопительной системы, в том числе и котла.

Как сделать выбор?

По температуре холодного сезона обычно определяют, какую лучше выбрать жидкость для радиаторов отопления. Если столбик градусника не опускается ниже +5°С, лучше остановиться на очищенной от примесей воде. Низкие зимние температуры требуют отопительных систем с антифризом. Конечно, можно использовать воду, а для сохранения оборудования сливать ее из труб, но в этом случае возникает угроза коррозии из-за чрезмерной влажности воздуха, который заполнит пустые трубы и радиаторы.

Что нужно помнить, выбрав антифриз? Перед тем, как произвести заполнение системы отопления теплоносителем, необходимо тщательно изучить его следующие характеристики: состав и назначение присадок; возможность взаимодействия с деталями отопительной системы, сделанных из пластика, цветных металлов, чугуна, резины; допустимо низкая температура; срок применения; безопасность для человека и природы. Если в качестве теплоносителя используется вода, то все устраивается по традиционной схеме открытого или закрытого типа.

Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Пока нет коментариев,
Ваш отзыв может быть первым и самым важным!
Напишите свой комментарий или отзыв.
0
0